Датчик уровня масла: устройство, принцип работы, виды, схемы

Содержание

Классификация оборудования

Поплавковые датчики могут самостоятельно осуществлять контроль над уровнем жидкости или подавать сигнал в схему контроля. По этому принципу их можно разделить на две большие группы: механические и электрические.

Механические устройства

К механическим относятся самые разнообразные поплавковые клапаны уровня воды в баке. Принцип их действия состоит в том, что поплавок соединён с рычагом, при изменении уровня жидкости поплавок перемещает вверх или вниз этот рычаг, а он, в свою очередь, воздействует на клапан, который и перекрывает (открывает) подачу воды. Такие клапаны можно увидеть в сливных бачках унитазов. Их очень удобно использовать там, где нужно постоянно добавлять воду из центральной системы водоснабжения.

Механические датчики обладают рядом преимуществ:

  • простота конструкции;
  • компактность;
  • безопасность;
  • автономность — не требуют никаких источников электроэнергии;
  • надёжность;
  • дешевизна;
  • лёгкость установки и настройки.

Но у этих датчиков есть один существенный недостаток: они могут контролировать только один (верхний) уровень, который зависит от места монтажа, и регулировать его, если и можно, то в очень небольших пределах. В продаже такой клапан может называться «кран поплавковый для ёмкостей».

Электрические датчики

Электрический датчик уровня жидкости (поплавковый), отличается от механического тем, что сам он воду не перекрывает. Поплавок, перемещаясь при изменении количества жидкости, воздействует на электрические контакты, которые включены в схему управления. На основании этих сигналов автоматическая система контроля принимает решение о необходимости тех или иных действий. В простейшем случае такой датчик имеет поплавок. Этот поплавок воздействует на контакт, через который происходит включение насоса.

В качестве контактов чаще всего применяют герконы. Геркон — это стеклянная герметичная колба с контактами внутри. Переключение этих контактов происходит под действием магнитного поля. Герконы имеют миниатюрные размеры и легко размещаются внутри тонкой трубки из немагнитного материала (пластик, алюминий). По трубке под действием жидкости свободно перемещается поплавок с магнитом, при приближении которого контакты срабатывают. Вся эта система устанавливается вертикально в резервуар. Меняя положение геркона внутри трубки, можно регулировать момент срабатывания автоматики.

https://youtube.com/watch?v=HFM-k0jItxM

Если нужно следить за верхним уровнем в резервуаре, то датчик устанавливают вверху. Как только уровень опустится ниже установленного, контакт замкнётся, насос включится. Вода начнёт прибавляться, и когда уровень воды дойдёт до верхнего предела, поплавок вернётся в исходное состояние, и насос отключится. Однако на практике такую схему применять нельзя. Дело в том, что датчик срабатывает при малейшем изменении уровня, вслед за этим включается насос, уровень поднимается, и насос отключается. Если расход воды из ёмкости меньше, чем подача, возникает ситуация, когда насос постоянно включается и отключается, при этом он быстро перегревается и выходит из строя.

Поэтому датчики уровня воды для управления насосом работают иначе. В ёмкости располагают минимум два контакта. Один отвечает за верхний уровень, он отключает насос. Второй определяет положение нижнего уровня, при достижении которого насос включается. Таким образом, значительно сокращается число пусков, что обеспечивает надёжную работу всей системы. Если разница уровней небольшая, то удобно использовать трубку с двумя герконами внутри и один поплавок, который их коммутирует. При разнице больше метра применяют два отдельных датчика, установленных на требуемых высотах.

Несмотря на более сложную конструкцию и необходимость схемы управления, электрические поплавковые датчики позволяют полностью автоматизировать процесс управления уровнем жидкости.

Если через такие датчики подключить лампочки, то их можно использовать для визуального контроля количества жидкости в резервуаре.

Система работы датчика

Смазка в автомобиле применяется не только в двигателе, но во множестве других агрегатов, но именно в двигателе даже кратковременное нарушение в системе может вызвать необратимые последствия. Бывалые автомобилисты называют это «стуком двигателя»

Поэтому очень важно даже при кратковременной сигнализации выяснить причину срабатывания, в ином случае имеется возможность натолкнуться на дорогостоящий ремонт. Принцип работы датчика уровня масла состоит в том, чтобы вовремя измерить сопротивления тока

В рабочем состоянии измеряющая часть прибора погружена в жидкость, в нашем случае в масло. Когда уровень смазки понижается, то измеряющая часть становится сухой и, следовательно, теряется всякое сопротивление тока. В то время как будучи погружённым в жидкую среду, на выходе он даёт большее сопротивление.

Нужно напомнить о том, что кроме датчика уровня масла (ДУМ) имеется ещё и датчик аварийного давления масла (ДАДМ), но все-таки это совершенно разные приборы.

Срабатывание ДУМ может сигнализировать о следующем:

  1. Недостаточно смазки в двигателе. Проверьте визуально (щупом).
  2. Не функционирует сам измерительный прибор. Возможно, сгорел сам ДУМ, или же окислились контакты.

Перед тем как поменять датчик уровня масла на ВАЗ 2114 будет целесообразно проверить его работоспособность.

Самостоятельное изготовление датчика

Предположим, стоит задача автоматизировать использование насоса типа «Малыш» для обеспечения водой дачи или загородного дома. Как правило, вода нагнетается в аккумулирующий резервуар, и нужно обеспечить своевременное, автоматическое отключение насоса при достаточном заполнении ёмкости. Для этого нет необходимости устанавливать сложные и дорогие датчики. Изготовление устройства на основе геркона, которое отлично выполнит поставленную задачу, можно осуществить своими руками. Назовём это устройство: электрический поплавковый клапан уровня воды в баке на базе герконового выключателя.

Герконовый выключатель

Геркон — это выключатель, который является главной исполняющей деталью в устройстве герконового датчика уровня воды для управления насосом. Он выглядит как маленькая герметичная стеклянная ёмкость с вакуумом внутри или инертным газом. Внутри находится замкнутая или разомкнутая контактная группа, проще говоря, два замкнутых или разомкнутых контакта из ферромагнитного материала с золотым или серебряным верхним покрытием. При попадании в магнитное поле контакты детали намагничиваются и отталкиваются друг от друга, размыкая цепь, в которую они включена, останавливая её работу, или, наоборот, замыкаются и включают цепь. Герконы разделяются на два вида:

  • Геркон с нормально замкнутыми контактами.
  • Геркон с нормально разомкнутыми контактами.

Среда внутри стеклянной колбы препятствует окислению контактов и образованию искр при замыкании.

Устройство датчика на основе геркона

Для изготовления устройства понадобится магнитный катушечный пускатель на 220 вольт и пара герконов, один из которых замкнут в нормальном состоянии, а второй — разомкнут. И также понадобится поплавок для бака с водой, который изготавливается из пенопласта, шток, трубки и трех проводов небольшого сечения и толщины.

Популярные статьи  Почему между контуром заземления тп и лужей 36 в?

Схема работы устройства проста и, главное, безопасна. Принцип работы следующий:

  • В процессе набора жидкости поплавок с магнитом, достигнув геркона максимального уровня, находящегося в замкнутом состоянии, размыкается под действием магнитного поля, коммутируя силовую, пускающую катушку на отключение, которая выключает насос.
  • По мере убывания воды из резервуара поплавок опускается и при достижении нижнего геркона, срабатывающего на замыкание под воздействием магнитного поля, пускающая катушка коммутируется на запуск насоса.
  • Датчик, изготовленный по такому принципу, способен работать много лет без нареканий в отличие от электронных систем управления контролем заполнения ёмкостей. Изготовить поплавковый датчик уровня воды своими руками несложно, и это не требует особых специальных знаний в области электротехники.

Схема контроля откачки воды дренажным насосом

По принципу вертикальной работы поплавкового механизма можно предложить схему подключения датчика для коммутации реле запуска дренажного насоса с дополнительным питанием 12 вольт.

Стоит отметить, что герконовые переключатели не способны работать с большими токами и не могут включать или отключать насос напрямую. Поэтому они используются в низковольтных схемах для коммутации мощных реле для запуска или отключения насоса. При высоком уровне начинается откачка жидкости до достижения минимального установленного уровня. Принцип работы следующий:

  • При подъёме жидкости в ёмкости до верхнего уровня поплавок с магнитом замыкает верхний геркон SV 1, и на катушку реле P1 начинает поступать ток. Происходит замыкание контактов параллельно с подключённым герконом, что приводит реле в состояние самозахвата. Такая функция не позволяет отключиться напряжению питания катушки при размыкании геркона SV 1. Это достигается подключением нагрузки реле и его катушки в одну цепь.
  • Происходит включение силовой катушки реле P2 в цепи питания электронасоса и начинается откачка жидкости.
  • При уменьшении уровня жидкости поплавок с магнитом достигает нижнего геркона SV 2, замыкая его контакты. Положительный потенциал напряжения начинает подаваться на катушку реле P1 также и с другой стороны. Это приводит к снятию функции самозахвата и отключению реле, что коммутирует отключение силовой катушки P2, обеспечивающей питание электронасоса.
  • Поменяв герконы SV 1 и SV 2 местами, датчик будет отключать насос при наполнении ёмкости до установленного уровня и включать при падении уровня жидкости.

Поплавковый выключатель в действии

Перед тем как подключить вновь приобретенный поплавковый выключатель к насосу, целесообразно убедиться в совместимости их технических характеристик. Элементарный способ настройки работы выключателя для электронасосов – внутри резервуара с водой.

Последовательная схема подключения поплавкового выключателя:

  1. Выполняется прикрепление специального грузила (из комплекта) к кабелю поплавка.
  2. На краю резервуара осуществляется надежная фиксация кабеля.
  3. Регулируется амплитуда свободного хода поплавка-переключателя для настройки наибольшего и наименьшего уровня, при достижении которого поплавок-переключатель сработает.
  4. К насосу поплавок-переключатель подключается в последнюю очередь.

Основные функции, выполняемые поплавковым выключателем:

  • Поплавок, подключенный к насосу, выполняющему задачу заполнения емкости, выполнит отключение при всплытии и подключение при достижении нижней отметки.
  • Для автоматической станции: включение при достижении верхней отметки уровня жидкости и отключение на нижней (достижении дна емкости).
  • Клапаны либо задвижки, имеющие сервопривод: выключатель даст сигнал к закрытию при нахождении в верхней позиции (полная емкость) и распахнет путь воде при достижении нижней позиции.
  • Диспетчерский пункт: мониторинг избытка и недостатка воды.

Возможно подведение двух насосных аппаратов к одному поплавку: функция первого насоса – наполнение резервуара в момент нижнего расположения поплавка, миссия второго – выкачивание воды в момент верхнего расположения. Схема эффективна лишь в случае бесперебойной подачи воды в резервуар. Некоторые варианты подключения выключателей для предотвращения насосов от «сухого хода».

Поплавковый датчик своими руками

Сделать поплавковые детекторы уровня воды самостоятельно достаточно просто. В первую очередь необходимо приготовить трубку небольшого диаметра. Потом для неё выбирается головка. Уплотнение в этом случае следует применять небольшой толщины. Чаще всего выбирают пластмассовые кольца. Затем, чтобы сделать прибор уровня (поплавковый) собственными руками, необходимо в трубке закрепить изолирующую пластинку. Кабельный ввод подключают в последнюю очередь. Контакты противодействия целесообразнее определять в верхней части прибора. Для усовершенствования герметизации модели отлично подойдёт заглушка из резины.

Обзор ДДМ

Указатель давления масла является неотъемлемым элементом любого современного мотора. Для начала предлагаем разобраться в том, какие существуют виды, а также каков принцип работы устройства.

Виды

На сегодняшний день автомобильные ДДМ могут быть двух видов:

  1. Электронный указатель давления масла, который также часто называется аварийным. Это устройство может функционировать в нескольких режимах — либо режим «да», либо «нет». По сути, датчик аварийного давления масла не позволяет выдавать точные показатели о функционировании системы. Такое устройство может только сообщить водителю о том, что в силовом агрегате полностью пропало давление рабочей жидкости. Устройство, которое стоит в моторе, предупреждает автомобилиста благодаря контрольной лампе — если она загорелась на панели приборов, то этот элемент схемы необходимо поменять либо проверить работоспособность системы.
  2. Механический указатель давления масла. Такое устройство, в отличие от электронного аналога, при подключении позволяет точно определить уровень давления жидкости. Оповещение водителя осуществляется с помощью контрольной лампы, а также шкалы, которая стоит на приборной панели.

Механический датчик в демонтированном виде

В зависимости от транспортного средства, может применяться сразу два вида регуляторов. Благодаря этому у водителя есть возможность контроля точного уровня параметра в системе, а также немедленного реагирования в случае появления проблемы.

Принцип работы электронного и механического датчиков давления масла

Принцип работы датчика давления масла зависит от его типа, поэтому рассмотрим каждый процесс по отдельности. К примеру, выносной электронный ДДМ по своей конструкции более простой, в отличие от механического, соответственно, вероятность того, что цифровой регулятор выйдет из строя, очень низка. Основным предназначением цифрового ДДМ является проверка давления, а также передача на контрольный щиток, расположенный в салоне авто информации о том, что давление пропало.

По своей конструкции, цифровой ДДМ, который находится в двигателе, состоит из таких компонентов:

  • корпус;
  • мембрана;
  • контакты;
  • а также устройство толкателя.

Электронный регулятор в снятом виде

Цифровой датчик давления масла должен быть подключен к бортовой сети авто. В частности, речь идет об участке цепи, где также находится аварийный индикатор. Когда цифровой ДДМ не работает, то есть двигатель отключен, его мембрана выпрямлена, устройство толкателя задвинуто в исходную позицию, а сами контакты замкнуты. Если в таком состоянии вы решите осуществить подключение цифрового ДДМ, то расположенный на участке цепи индикатор аварийного давления начнет функционировать — он горит, мигает и моргает.

Соответственно, когда мотор начинает работу, при запуске агрегата, лампочка горит всегда в самом начале. При пуске ДВС в системе появляется давление рабочей жидкости, которое, в свою очередь, начинает воздействовать на мембрану. Этот элемент начинает взаимодействие с устройством толкателя, которое размыкает контакты. В том случае, если параметр начинает снижаться, контакты цифрового ДДМ опять замкнутся — в этот момент на панели приборов горит, мигает или моргает аварийная лампа. Следует отметить, что если само устройство ломается, то лампа мигает, моргает или просто горит.

Популярные статьи  Реле давления воды для насоса: устройство, регулировка, схемы подключения

Что касается двухконтактного аналогового механического устройства, то такой девайс имеет более сложную конструкцию. Механический датчик давления масла, кроме мембраны, корпуса и устройства толкателя, в своей конструкции также имеет ползунок и нихромовую обмотку. Помимо этого, двухконтактный аналоговый механический датчик давления масла также имеет в своей конструкции несколько компонентов. Необходимо учитывать, что при выходе из строя данных компонентов или их некорректной работе регулятор будет демонстрировать неверную информацию на приборной панели авто либо вовсе выйдет из строя.

Конструкция датчика давления моторной жидкости

Что касается принципа работы двухконтактного или любого другого механического устройства, то он также немного другой. Данные на стрелочный указатель поступают в зависимости от того, в каком положении находится ползунок на пластине с нихромовой обмоткой. В том случае, если моторная жидкость будет воздействовать на мембрану под давлением, она начинает приводить в действие устройство толкателя. В конечном итоге данные от этого компонента передаются на узел изменения уровня сопротивления, а непосредственно данные о давлении переходят на стрелочный индикатор на контрольном щитке.

Как проверить исправность работы датчика давления масла

В норме аварийная «масленка» загорается сразу после включения зажигания, и потухает практически сразу после того, как вы заведете машину. Когда значок ведет себя иначе, это повод проверить ваше авто на исправность:

  • Если лампочка вообще не зажглась, у вас проблемы с датчиком.
  • Если она не гаснет даже после запуска мотора, скорее всего перегрето масло. Но если после подачи газа, сигнализатор перестает светиться, значит все нормально и ничего делать не нужно.
  • Если даже после подачи газа, значок показывает сработку, или – то же самое происходит во время движения, будьте осторожны. Это может говорить о том, что упал уровень смазочной жидкости. Или причиной сигнала может быть неисправность электропроводки или самого индикатора.

Вид поломки сигнализатора зависит от его типа – электронный или механический.

В первом случае обычно достаточно проверить состояние провода подведенного к датчику и качество их соединения. Частой проблемой, вызывающей нарушение в работе системы, является коррозия контактов устройства, из-за чего на него не подается напряжение. Если неисправна контрольная лампа, то индикация состояния также невозможна.

Поводом для сработки механического прибора может стать засор шланга или трубки, по которой подается смазочная жидкость.

Следует учитывать и возможность поломки самого механизма.

Если вы подозреваете поломку датчика, его можно заменить на аналогичный заведомо исправный прибор или на манометр. При запуске двигателя нужно посмотреть показания на шкале манометра. Если они не нулевые, значит дело в сигнализаторе, и серьёзного ремонта скорее всего не требуется.

Как проверить работоспособность аварийного датчика давления масла

Для этого вам понадобится насос с манометром и мультиметр. Данный процесс можно разбить на следующие этапы:

  • Демонтируйте сигнализатор.
  • Включите мультиметр в режим проверки электропроводки на обрыв и подключите его к устройству. Измерительный прибор должен показывать нулевое сопротивление.
  • Ничего не отключая, подсоедините насос к устройству индикации и подайте минимальное давление. В этот момент мультиметр должен показывать, что цепь разомкнута.

На этом видео вы можете увидеть как проходит процесс проверки аварийного индикатора.

 Как проверить исправность дополнительного датчика

Чтобы провести диагностику, возьмите небольшой резиновый шланг и насос с манометром:

Для этой проверки вам также потребуется снять сигнализатор вместе с его стрелочным указателем.
Подключите насос при помощи резинового шланга

Важно соблюдать герметичность соединения.
Подавайте давление, контролируя его значение по манометру. Составьте таблицу показаний сигнализатора и манометра

Сравните ее с данными об идеальных значениях, соответствующими вашему автомобилю.

Если вы собираетесь устанавливать индикатор уже бывший в употреблении, перед монтажом его стоит проверить на герметичность при помощи мыльного раствора. Устройство нужно герметично подключить к насосу. Смочить завальцованные стыки на датчике и подать давление. Если в корпусе есть отверстия, то в их месте мыльный раствор будет пениться.

Поплавковые датчики уровня воды с вертикальной установкой

Поплавковый магнитный датчик уровня FC V21

Датчик уровня масла: устройство, принцип работы, виды, схемы
Недорогой сигнализатор уровня с возможностью изменения логики переключения

Химически стойкий поплавковый датчик уровня FCV33FDA05 Недорогое решение для контроля уровня химически агрессивных жидкостей и растворов
Поплавковый датчик уровня из нержавеющей стали FD3061DA

Датчик уровня масла: устройство, принцип работы, виды, схемы
Экономичное антикоррозийное, высокотемпературное решение для измерения уровня воды

Поплавковый датчик уровня Nivomag с L-ручкой Надежный профессиональный датчик для ответственных применений
Поплавковый датчик уровня Nivomag с регулируемым гистерезисом Датчик для ответсвенных задач с возможностью регулировки гистерезиса
Мини датчик уровня Nivopoint MZS Экономичное решение для важных задач контроля уровня воды

Поплавковый датчик уровня магнитный Nivopoint MR При движении поплавка вверх замыкаются контакты, соотв. уровням, размыкание происходит при обратном движении поплавка
Поплавковый датчик уровня пластиковый Nivopoint MP Надежное профессиональное решение для агрессивных веществ, стойкое к большинству химических реагентов
Поплавковый датчик уровня магнитный Nivopoint MZC Недорогое решение для ответственных задач по контролю до 3-х уровней воды

Типы датчиков:

  • ДУМ поплавкового типа

    Масляные датчики поплавкового типа проще всех остальных по конструкции. Они состоят из поплавка, который перемещается по вертикальной трубе. В поплавке имеется магнит, а в трубе расположен управляемый магнитами контакт. Этот контакт срабатывает, когда магнит приближается к нему. Срабатывание контакта означает низкий уровень масла в двигателе транспортного средства. Контакт замыкает управляющую цепь. В ней формируется сигнал, передающий предупреждение на приборную панель. Такой датчик может срабатывать только в фиксированной точке, данный фактор ограничивает его применение на легковых машинах.

  • Тепловой ДУМ

Одним из наиболее распространенных в данный момент является тепловой масляный датчик. В качестве его чувствительного элемента применяется специальная проволока. Принцип работы устройства состоит в кратковременном нагревании проволоки до максимальной температуры и последующем её снижении до температуры масла. При этом уровень масла в системе можно рассчитать по затрачиваемому на охлаждение проволоки времени. Чем быстрее происходит охлаждение, тем больше масла, и наоборот.

В некоторых случаях измеряется не только уровень масла, но и его температура, для этого необходим дополнительный температурный датчик. Он устанавливается в один корпус с масляным датчиком и сигналы от каждого из них передаются на приборную панель автомобиля.

Электротермический ДУМ

Электротермический масляный датчик представляет собой разновидность теплового. Основным отличием является применение проволоки с высокой степенью температурного сопротивления. Проволока нагревается в процессе прохождения тока через нее, при этом общий показатель сопротивления определяется тем, какая часть проволоки погружена в масло. Чем ниже сопротивление, тем погружение проволоки больше, и наоборот. Таким образом, уровень масла определяется электротермическими датчиками по показателям напряжения.

Популярные статьи  Ремонт воздушных линий электропередачи

Ультразвуковой ДУМ и графическая индикация уровня масла

Ультразвуковые датчики позволяют проводить бесконтактное измерение уровня масла вне зависимости от его качества и вязкости. Датчик излучает высокочастотные волны, отражаемые обратно на измерительный элемент для снятия показаний.

На результат измерений могут оказывать влияние вибрации, испарения, возникновение пены, а также изменение концентрации масла. При вибрациях и наличии пены частично предотвращается создаваемая звуковая волна и данные на сенсоре могут быть искажены. При наличии химических испарений или конденсата звуковая волна также может поглощаться. Изменения концентрации вещества могут вызвать изменение количества энергии ультразвуковой волны, что также отразится на показаниях датчика.

Для обеспечения адекватного отклика на отражаемый звук необходима правильная установка датчика. То место, куда он прикрепляется, должно быть зачищено от любых препятствий. К ним можно отнести различные сварные конструкции и т.д.

Ультразвуковые датчики позволяют проводить графическую индикацию уровня масла в системе при наличии соответствующих индикаторов на приборной панели.

В последнее время ультразвуковые датчики пользуются спросом из-за выгодного сочетания функциональности и цены.

Датчик уровня и состояния масла

Датчики уровня и состояния масла применяются на автомобилях BMW. Такие датчики позволяют обеспечивать контроль не только уровня масла, но и его состояния.

Конструкцию подобных приборов можно рассмотреть на примере датчика ёмкостного типа. Он включает в свой состав пару вертикальных конденсаторов. Роль электродов играют две металлические трубки, одна из которых расположена внутри другой. Функцию диэлектрика исполняет моторное масло, находящееся между электродами. Верхний конденсатор отвечает за измерение уровня масла, а нижний за его состояние.

Когда уровень масла снижается, происходит изменение емкости верхнего конденсатора, преобразуемое в цифровой сигнал и передаваемое в управляющий блок двигателя. В процессе эксплуатации автомобиля могут меняться свойства используемого масла, такие как диэлектрическая проницаемость или вязкость. В результате этих изменений меняется также и емкость нижнего конденсатора. Температура масла измеряется при помощи встроенного в электронный блок температурного датчика. При этом температура масла, его качество и уровень измеряются непрерывно после запуска двигателя.

При помощи датчика уровня и состояния масла становится возможной эксплуатация транспортного средства по его реальному состоянию, а не исходя из пробега, как во многих современных авто. Такой подход позволяет эффективнее использовать масло и сокращать затраты при эксплуатации.

Датчики теплового действия

Именно тепловой уровнемер чаще всего встречается в конструкции двигателей современных автомобилей. В основе датчика находится нагревательный элемент. Блок управления чередует фазы нагрева, кратковременно разогревая элемент до температуры, превышающей фактическую температуру масла в двигателе, и остывания. Именно длительность периода снижения температуры нагревательного элемента до температуры моторного масла, в который он погружен, и позволяет рассчитать фактический уровень.

Датчик уровня масла: устройство, принцип работы, виды, схемы

Принцип работы уровнемера такого типа обуславливает наличие датчика температуры масла. Именно таково устройство и принцип работы датчика G266, устанавливающегося на многие автомобили Volkswagen, Skoda, Audi. Оба элемента совмещены в корпусе датчика уровня, который находится в поддоне картера двигателя.

Датчик уровня масла: устройство, принцип работы, виды, схемы

Электротермические уровнемеры

Электротермические датчики уровня масла можно назвать подвидом тепловых уровнемеров. Основой датчика является нагревательный элемент (проволока) с высоким температурным коэффициентом сопротивления. Общее сопротивление нагревательного элемента зависит от температуры нагрева. Соответственно, чем глубже погружен датчик в смазывающе-охлаждающую жидкость, тем лучший отвод тепла от нагревательного элемента и тем меньше его сопротивление. Уровень масла рассчитывается блоком управления по фактической величине напряжения на выводах датчика.

Ультразвуковые измерители

Принцип работы основывается на использовании ультразвука – звуковых колебаний, частота которых превышает доступный человеческим органам восприятия диапазон частот. Степень отражения звуковых волн зависит от плотности материала, на который направлен источник звуковых колебаний. Поскольку плотности воздушной среды и моторного масла разнятся, на границе уровня масла в поддоне звуковые волны отражаются. Отраженные колебания улавливаются приемником, а временной интервал между переданным и отраженным сигналом используется для расчета уровня масла в двигателе.

Устройство датчика G266, использующееся в конструкции авто VAG-Group.

Датчик уровня масла: устройство, принцип работы, виды, схемы

Также в корпус включен PTC-резистор, который позволяет измерить температуру масла. Помимо измерительного элемента, устройство включает в себя электронный измерительный блок, который обрабатывает ультразвуковые сигналы и сигналы от PTC-резистора. С цифрового логического модуля сигналы, преобразованные в понятный для блоков управления язык – ШИМ-сигнал, через ЭБУ двигателя отправляются на щиток приборной панели.

Датчик уровня масла: устройство, принцип работы, виды, схемы

Преимущества перед тепловыми элементами

  • Низкое потребление тока.
  • Быстрота прохождения сигнала.
  • Возможность реализации графической индикации фактического уровня масла в двигателе.

Алгоритмы измерений

Статический контроль. Двигатель заглушен больше 60 сек., автомобиль неподвижен (должен быть затянут стояночный тормоз)

Для нивелирования погрешности измерений принимается во внимание возможное наклонное положение кузова автомобиля. Чтобы владелец не ждал данных после включения зажигания, измерение уровня происходит сразу после открытия водительской двери.
Динамический контроль уровня

Задействован, когда автомобиль находится в движении. При этом учитываются: обороты коленчатого вала, продольное и поперечное ускорение, температура двигателя, положение концевого выключателя капота. При этом цикл движения с момента последнего срабатывания капота должен быть больше 50 км.

Роль концевика капота

VAG в автомобилях VW, Audi, Seat, Skoda использует довольно интересную схему подключения датчика уровня масла в двигателе. Если индикатор низкого уровня загорелся, то для его погасания должны быть выполнены 2 условия:

  • срабатывание концевика капота (логично, что без открытия капота невозможно долить масло);
  • пополнен уровень.

Если после загорания лампочки низкого уровня вы открыли капот, но не восполнили недостачу, индикация потухнет и загорится повторно только спустя 100 км. В случае критического количества смазывающе-охлаждающей жидкости, на приборной панели загорится лампочка низкого давления масла.

Если на автомобиле неисправен концевик капота, лампочка не потухнет, даже если уровень будет в норме. Эту особенность схемы подключения нужно учитывать при диагностике системы.

Режимы световой индикации

Простейшее устройство системы контроля количества жидкости предполагает лишь зажигания лампочки (масленки) на приборной панели. Более продвинутые системы, использующиеся в том числе и VW, имеют несколько режимов световой индикации низкого уровня смазки в моторе.

Датчик уровня масла: устройство, принцип работы, виды, схемы

На автомобилях с графическим отображением количество масла можно оценить по проецирующейся на экран шкале.

Датчик уровня масла: устройство, принцип работы, виды, схемы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Денис Серебряков/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: