Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики

Содержание

Возможные встраиваемые опции электродвигателей SIEMENS

Опция Описание
А 11 Защита двигателя РТС — термисторами с 3 температурными датчиками для аварийного отключения
А 12 Защита двигателя РТС — термисторами с 6 температурными датчиками для аварийного отключения и сигнализации
А 23 Датчик температуры двигателя со встроенным термистором KTY 84-130
А 25 Датчик температуры двигателя со встроенными 2 термисторами KTY 84-130
М 72 Исполнение для Zone 2 прямое включение в сеть (Ex nA II T3)
М 73 Исполнение для Zone 2 питание от частотного привода (Ex nA II T3)
М 34 Исполнение для Zone 21 (IP65) прямое включение в сеть
М 38 Исполнение для Zone 21 (IP65) питание от частотного привода
М 35 Исполнение для Zone 22 (IP55) прямое включение в сеть
М 39 Исполнение для Zone 22 (IP55) питание от частотного привода
Н 57 Энкодер (HTL)
Н 58 Энкодер (TTL)
G 17 Принудительное охлаждение
H 61 Принудительное охлаждение и энкодер (HTL)
H 97 Принудительное охлаждение и энкодер (TTL)
G 26 Тормоз и энкодер
H 62 Тормоз и энкодер (HTL)
H 98 Тормоз и энкодер (TTL)
H 63 Тормоз и принудительное охлаждение
H 64 Тормоз, и принудительное охлаждение и энкодер (HTL)
H 99 Тормоз и принудительное охлаждение и энкодер (TTL)
K 82 Ручной привод тормоза
C 00 Питание тормоза 24 В постоянного тока
C 01 Питание тормоза 400В, 50 Гц
C 02 Питание тормоза 180 В постоянного тока (от ММ411-ECOFAST)
G 50 Посадочное место установки датчика вибрации для контроля подшипников
K 50 Исполнение IP 65
K 52 Исполнение IP 55
K 16 Второй рабочий конец вала (Стандартный)
K 20 Подшипники для случая повышенной нагрузки на вал
K 37 Малошумное исполнение для 2 полюсных двигателей, направление вращения по часовой стрелке
K38 Малошумное исполнение для 2 полюсных двигателей, направление вращения против часовой стрелки
K 45 Антиконденсатный подогрев 230 В
K 46 Антиконденсатный подогрев 115 В
К9, 10 Клемная коробка сбоку

Восстановление маркировки обмоток

Если точнее, маркировка обмоток нужна только для определения направления намотки катушек обмотки. Конец и начало обмотки обозначают только с этой целью. Дело в том, что при включении обмотки в работу в ней начинают возникать вихревые токи, которые движутся по направлению «от начала к концу». Если обмотки включить по принципу «начало с началом, конец с концом», то токи суммируются, обмотки превратятся в один большой резистор и возникнет огромный суммарный ток. Двигатель начнет сильно гудеть и не будет вращаться. Очень быстро начнут нагреваться обмотки, и двигатель сгорит. Причем, вполне возможно, вспыхнет настоящее пламя оранжево-синего цвета с очень вредным и неприятным запахом.

Существует способ определения концов и начал обмоток.

Весь этот процесс очень хорошо показан на видео. Автор этого видео использовал для проверки сетевое напряжения в 220 Вольт, что я крайне не рекомендую делать. Используйте понижающие трансформаторы, либо автотрансформатор.

Особенности[править | править код]

AMPS относится к стандартам первого поколения сотовой связи и использует технологию FDMA (Frequency division multiple access) — метод частотного разделения каналов. При этом для каждого соединения выделяется индивидуальный частотный канал, шириною 30 кГц. Следовательно, чем выше необходима емкость, тем шире должна быть полоса частот, задействованная системой. Изначально предполагалось, что система AMPS будет работать в диапазоне 800 МГц. Однако со временем, для реализации сетей AMPS в других странах и для расширения возможностей существующих сетей, появились другие возможные частотные диапазоны, например 1900 МГц.

В стандарте AMPS указанная проблема решается методом переиспользования частот, который стал ключевым во всех последующих системах сотовой связи. Принцип данного метода заключается в том, что каждая выделенная для оператора частота может быть использована на многих несмежных сотах. Это становится возможным благодаря тому, что базовые станции AMPS обладают гораздо меньшей излучаемой мощностью. Сигнал на определенной частоте распространяется на меньшей территории, а переотраженные волны быстро затухают и не могут оказать существенное влияние на работу близлежащих сот с аналогичной частотой. Таким образом, оператор может, используя одни и те же частотные каналы в сравнительно небольшом диапазоне частот, для строительства целой сети.

Одним из наиболее заметных изменений в стандарте AMPS, наряду с методом переиспользования частот, является гораздо более низкая излучаемая мощность мобильных устройств (MSU). В первых аналоговых системах сотовой связи, абонентские терминалы представляли собой громоздкие не портативные устройства. Мобильными их можно назвать лишь по тому, что они устанавливались на различных транспортных средствах. В системе AMPS телефон стал действительно мобильным.

Нюансы по эксплуатации

В случае установки и последующего использования электродвигателей АИР основного исполнения важно соблюдать и учитывать в работе некоторые нюансы, указанные заводом изготовителем, а именно:

Электродвигатель обязательно должен подключаться через систему защиты от токов короткого замыкания, перегрева, обрыва фаз, перегрузок и т.д.
При выполнении монтажных работ или подключения электродвигателя АИР важно обеспечивать приток воздушного потока для охлаждения, сам кожух должен отодвигаться от препятствий не менее чем на 20мм.
В случае сопряжений, вал электродвигателя АИР выставляется соосно с нагрузкой.
Несмотря на способ подключения обязательно производится последующая балансировка нагрузки на валу.
Важно учитывать, что балансировка ротора осуществляется без шпонок.

Какие есть варианты исполнения электродвигателей?

Присутствие в маркировке буквы «У» говорит о том, что назначение электродвигателя – работа в умеренном климате, где годичные температуры находятся в диапазоне + 40 градусов – 40 градусов. Для тропического климата должна присутствовать в маркировке «Т».

Делятся электродвигатели и по вариантам специального исполнения. Если вы видите букву «С», означает это, что двигатель с повышенным скольжением. Если «Р» — с высоким пусковым моментом, «К» — с фазным ротором, с «Е» — электромагнитным встроенным тормозом.

Помимо этого, они бывают:

  • на крепежных лапах, находящихся на основании кожуха и отверстиями, предназначенными для крепления. Подобные двигатели стоят в станках деревообрабатывающих и компрессорах, в электромашинах с ременной передачей и пр.;
  • во фланцевом исполнении, т.е. на корпусе фланцы имеют отверстия для крепежа к редуктору. Используются часто в электронасосах, бетономешалках и прочих устройствах;
  • комбинированными, т.е. имеющими фланцы и лапы. Их называют универсальными, поскольку крепиться они могут к любому оборудованию.

0,25 КВТ

1000 об/мин DIN ГОСТ ГОСТ
Тип электродвигателя АIS71В6 АИР63В6 АИР71А6
Мощность Р, кВт 0,25 0,25 кВт 0,37кВт
Синхронная частота, об/мин 1000 1000 1000
Габарит, h 71 63 71
Диаметр вала d1, мм 14 14 19
Крепление лап по ширине b10, мм 112 100 112
Крепление лап по длине L10, мм 90 80 90
Крепление фланца по центрам d20, мм 130 130
«Замок фланца» d25, мм 110 110 130
       
1500 об/мин DIN ГОСТ ГОСТ
Тип электродвигателя АIS71А4 АИР63А4 АИР71А4
Мощность Р, кВт 0,25 0,25 кВт 0,55 кВт
Синхронная частота, об/мин 1500 1500 1500
Габарит, h 71 63 71
Диаметр вала d1, мм 14 14 19
Крепление лап по ширине b10, мм 112 100 112
Крепление лап по длине L10, мм 90 80 90
Крепление фланца по центрам d20, мм 130 130 165
«Замок фланца» d25, мм 110 110 130
       
3000 об/мин DIN ГОСТ ГОСТ
Тип электродвигателя АIS63В2 АИР56В2 АИР63А2
Мощность Р, кВт 0,25 0,25 кВт 0,37кВт
Синхронная частота, об/мин 3000 3000 3000
Габарит, h 63 56 63
Диаметр вала d1, мм 11 11 14
Крепление лап по ширине b10, мм 100 90 100
Крепление лап по длине L10, мм 80 71 80
Крепление фланца по центрам d20, мм 115 115 130
«Замок фланца» d25, мм 95 95 110

Маркировка импортных двигателей

На импортных электродвигателях используется аналогичная маркировка.

На рисунке представлен шильдик электродвигателя, произведенного в Италии. Где нанесена маркировка аналогичная отечественным двигателям, но по европейским стандартам. По этим данным можно подобрать отечественный аналог.

Немецкая фирма Siemens выпускает электродвигатели различного назначения. При этом обозначение на шильдике наносятся данные для стандартного напряжения, но для разной частоты питающего напряжения. На приведенном ниже рисунке, представлена расшифровка информации с шильдика двигателя фирмы Сименс.

Популярные статьи  Как защитить группу устройств с варисторами и предохранителями?

Аналогичная маркировка электродвигателей размещается на шильдиках китайских производителей. Зачастую они выпускают продукцию под известными брендами, такими как тот же «Сименс».

Условные обозначения электродвигателей пример:

  1. Обозначение электродвигателя АИР происходит по схеме: АИ12 333 456-788, где:
  2. А – электродвигатель асинхронный
  3. И – унифицированная серия
  4. 1 – привязка мощности по установочным размерам
  5. 2 -Р – с повышенным пусковым моментом, а С – с повышенным скольжением
  6. 333 – габариты двигателя в мм
  7. 4 – установочный размер в зависимости от длины станины
  8. 5 – длина статочного сердечника
  9. 6 – количество полюсов
  10. 7 – дополнительное обозначение модификации электродвигателя (Б – с температурной защитой, П – с повышенной точностью, Х2 – стойкие к химическим веществам, С – сельскохозяйственные) 88 – климатическое исполнение двигателя

Электродвигатели серии АИР50

Электродвигатели АИР50 основного исполнения предназначены для работы от сети переменного тока частоты 50 Гц и производятся на номинальные напряжения 220, 380 В.

Условия эксплуатации электродвигателей АИР50

— Температура окружающей среды от –40 °С до +40 °С. — Относительная влажность воздуха при температуре +25 °С – до 98 % для исполнения У2, У1. — Запыленность воздуха для двигателей со степенью защиты IР44 – не более 10 мг/м3 , IР23 не более 2 мг/м3 . — Окружающая среда не взрывоопасная, не содержащая токопроводящей пыли, агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металл и изоляцию (кроме химически стойкого исполнения). — Среднее значение уровня звука на расстоянии 1 м от корпуса двигателя основного исполнения на холостом ходу составляет от 51 до 85 дБА в зависимости от габарита (50–250 мм) и синхронной частоты вращения.

Конструктивное исполнение электродвигателей АИР 50

— Электродвигатели АИР 50 изготавливаются в чугунном исполнении (станина и щиты из чугуна) и в алюминиевом исполнении (станина из алюминиевого сплава, щиты из чугуна). Конструктивные исполнения и способ монтажа по ГОСТ 2479-79.

Структура условного обозначения электродвигателей АИР50

Х Х XX Х X Латинские буквы IМ или М X Конструктивное исполнение (одна цифра) XX Способ монтажа (две цифры) X Исполнение конца вала (одна цифра)

Электродвигатели АИР50 изготавливаются в исполнении (1-я цифра): IМ1 – на лапах с подшипниковыми щитами; IМ2 – на лапах с подшипниковыми щитами и фланцем со стороны привода; IМЗ – без лап с подшипниковыми щитами и фланцем со стороны привода.

Условные обозначения концов вала (4-я цифра): 1 – с одним цилиндрическим концом вала; 2 – c двумя цилиндрическими концами вала.

Конструкция электродвигателей обеспечивает их функционирование и сохранение технических параметров с заданной надежностью в течение заданного срока службы, а также удобство и безопасность монтажа и эксплуатации.

Технические характеристики электродвигателей АИР50

Тип электродвигателя Мощность, кВт Синхронная частота вращения, об/мин Ток статора, А KПД, % Kоэф. мощности Iпуск / Iном. Масса, кг (IM1081)
АИР50А2 0,09 3000 0,30 60 0,75 4,5 2,5
АИР50В2 0,12 3000 0,39 63 0,75 5 2,8
АИР50А4 0,06 1500 0,27 53 0,63 4,5 2,6
АИР50В4 0,09 1500 0,37 57 0,65 4,5 3,0

Габаритные, установочные и присоединительные размеры электродвигателей АИР 50

Тип двига- теля Число полюсов Габаритные размеры, мм Установочные и присоединительные размеры, мм
l30 l33 h31 d24 l1 l2 l10 l31 d1 d2 d10 d20 d22 d25 b1 b2 b10 h1 h2 h5 h6 h10 h
АИР50 2; 4 178 200 130 120 20 20 63 32 9 9 5,8 100 7 80 3 3 80 2 2 10,02 10 6 50

Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики

Конструктивные особенности

С технической точки зрения электродвигатель АИР представляет собой одну из разновидностей асинхронной электрической машины. Впервые данная разновидность вошла в обиход еще в 1973г и заменила марки 4А и АМ благодаря новому международному стандарту, который установил его параметры и технические особенности. Конструктивно пример асинхронных электродвигателей приведен на рисунке ниже:

Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики
Рис. 1. Конструкция электродвигателя АИР

Как видите, двигатель АИР состоит из таких основных конструктивных элементов:

  • Корпус – выполняется из чугуна или облегченных сплавов, предназначен для удержания внутренних деталей и крепления к рабочей поверхности.
  • Магнитопровод статора – применяется в качестве среды для проведения магнитного потока от обмоток к ротору.
  • Обмотки статора – изготавливаются из медных жил с лаковой изоляцией, как правило, имеют дополнительный слой. Предназначены для протекания переменного тока, который формирует электромагнитные волны. Провода обмоток укладываются в статорные пазы.
  • Ротора – фазного или короткозамкнутого, фазный состоит из металлического вала, на котором находится беличья клетка и уложенные в ее пазы обмотки. Короткозамкнутый ротор представляет собой монолитный блок из ферромагнитного материала. Ротор предназначен для вращения внутри электромотора за счет воздействия электромагнитных сил.
  • Борна – клеммная коробка предназначена для подключения кабеля электрического питания, позволяет изменить схему соединения обмоток.

Схема подключения электродвигателей

Номинальные данные приводятся в соответствии с ГОСТ28173-89.

Электродвигатели АИР, расчитанные на напряжение 220/380В, должны подключаться при соединении обмоток в «звезду»на линейное напряжение 380В, а при соединении обмоток в «треугольник» на линейное напряжение 220В.

Аналогично, электродвигатели АИР, рассчитанные на напряжение 380/660В, должны подключаться при соединении обмоток в «звезду» на линейное напряжение 660В, а при соединении обмоток в «треугольник» на линейное напряжение 380В.

У электродвигателей, рассчитанных на напряжение 380В, обмотки по умолчанию соединены в «звезду» на линейное напряжение 380В.

Иное подключение обмоток приведет к выходу электродвигателя из строя и отказу завода-изготовителя от гарантийных обязательств по причине наличия «вины потребителя».

Нюансы по эксплуатации

В случае установки и последующего использования электродвигателей АИР основного исполнения важно соблюдать и учитывать в работе некоторые нюансы, указанные заводом изготовителем, а именно:

Электродвигатель обязательно должен подключаться через систему защиты от токов короткого замыкания, перегрева, обрыва фаз, перегрузок и т.д.
При выполнении монтажных работ или подключения электродвигателя АИР важно обеспечивать приток воздушного потока для охлаждения, сам кожух должен отодвигаться от препятствий не менее чем на 20мм.
В случае сопряжений, вал электродвигателя АИР выставляется соосно с нагрузкой.
Несмотря на способ подключения обязательно производится последующая балансировка нагрузки на валу.
Важно учитывать, что балансировка ротора осуществляется без шпонок.

Схема соединения и расшифровка обозначений клемм в коробке

На электродвигателе имеется клеммная коробка, её еще называют «брно». Где на болтах крепятся выводы начала и конца обмоток статора.

На вышеприведенном рисунке представлена коробка с маркировкой клемм, а на нижеприведенном рисунке приведено обозначение выводов обмоток, перемыкая которые определенным образом, можно получить соединение треугольником или звездой:

  • U1 является концом первой обмотки, а W2 началом третьей;
  • V1 конец второй, а U2 – начало первой;
  • W1 конец третьей, а V2 начало второй.

Перемыкая контакты U1, V1, W1 получаем соединение обмоток звездой, а перемыкая пары контактов U1 c W2, V1 c U2, W1 c V2 — обмотки соединенные треугольником.

Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики

Общая схема маркировки электродвигателей

1. Обозначение серии:

АИР, А, 4А, 5А, АД, 7AVER — общепромышленные электродвигатели с привязкой мощностей по ГОСТ 51689-2000

АИС, 6А, IMM, RA, AIS — общепромышленные электродвигатели с привязкой мощностей по евростандарту DIN (CENELEC)

АИМ, АИМЛ, ВА, АВ, ВАО2, 1ВАО, 3В — взрывозащищенные электродвигатели

АИУ, ВРП, АВР, 3АВР, ВР — взрывозащищенные рудничные электродвигатели

А4, ДАЗО4, АОМ, ДАВ, АО4 — высоковольтные электродвигатели 

2. Признак модификации:

М- модернизированный электродвигатель (например: АДМ63А2У3)

К- электродвигатель с фазным ротором (например: 5 АНК280А6)

Х- электродвигатель с алюминиевой станиной (например: 5АМХ180М2У3)

Е- однофазный электродвигатель 220В (например: АИРЕ80С2У3)

Н- электродвигатель защищенного исполнения с самовентиляцией (например: 5АН200М2У3)

Ф- электродвигатель защищенного исполнения с принудительным охлаждением 

С- электродвигатель с повышенным скольжением (например: АИРС180М4У3)

В- встраиваемый электродвигатель (например: АДМВ63В2У3)

Р- электродвигатель с повышенным пусковым моментом (например: АИРР180S4У3)

П- электродвигатель для привода вентилятора в птицеводческих хозяйствах («птичник»)

3. Габарит (высота оси вращения вала над установочной поверхностью) мм.:

50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355, 400

4. Установочные размеры или длина сердечника:

А, В — вариант длины сердечника

S, M, L — вариант длины сердечника и установочных размеров по длине станины

X, XK, Y, YK — вариант длины сердечника статора высоковольтных двигателей

5. Число полюсов:

2 (3000 об/мин), 4 (1500 об/мин), 6 (1000 об/мин), 8 (750 об/мин), 10 (600 об/мин), 12 (500 об/мин)

4/2, 6/4, 8/6, 12/4, 12/6, 6/4/2, 8/6/4 и т.д. — многоскоростные электродвигатели

6. Признак конструктивной модификации:

Б — электродвигатель со встроенным датчиком температурной защиты обмотки

Б1 — электродвигатель с датчиком температурной защиты обмотки и подшипниковых узлов

Б2 — электродвигатель с датчиком температурной защиты обмотки и подогревателем

Популярные статьи  Условные графические обозначения коммутационных устройств на схемах

Е — электродвигатель со встроенным электромагнитным тормозом (например: АИР80А2ЕУ3)

Е2 — электродвигатель со встроенным тормозом и ручкой расторможения

П — электродвигатель с повышенной точностью по установочным размерам

Ж — электтродвигатель для привода моноблочных насосов (например: АИР80А2ЖУ2)

Н —  малошумный электродвигатель (например: 5АН180S4/16НЛБУХЛ4)

Л — электродвигатель для привода лифтов (например: 5АН180S4/16НЛБУХЛ4)

С — электродвигатель для привода нефтяных станков-качалок (например: АИР180S4СНУ1)

Тр — электродвигатель для осевых вентиляторов в системах охлаждения трансформаторов

Р3 — электродвигатель для мотор-редукторов

7. Климатическое исполнение (ГОСТ 15150-69)

У — для макроклиматического района с умеренным климатом

УХЛ — для макроклиматических районов с умеренным и холодным климатом

ХЛ — для макроклиматического района с холодным климатом

Т — для макроклиматических районов как с сухим, так и с влажным тропическим климатом

М — для макроклиматического района района с умеренно-холодным морским климатом

О — для всех макроклиматических районов на суше, кроме очень холодного (общеклиматическое исполнение)

В — для всех макроклиматических районов на суше и на море, кроме очень холодного (всеклиматическое исполнение)

8. Категории размещения (ГОСТ 15150-69) 

1- для эксплуатации на открытом воздухе

2- для эксплуатации под навесом, в палатках, кузовных прицепах

3- для эксплуатации в помещениях без регулируемых климатических условий

4- для эксплуатации в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями

5- для эксплуатации в помещениях с повышенной влажностью

Определение параметров двигателя при отсутствии таблички

Если нет таблички на двигателе,и отсутствует паспорт, возникает вопрос, как определить его мощность. Для этого существует несколько способов:

Такая ситуация часто возникает на производстве. Поэтому электрики должны понимать, как узнать мощность двигателей при отсутствии шильдика.

При подключении электрики обязаны учитывать направление вращения вала привода подсоединенного к насосам. Это относится как к трехфазным, так и однофазным двигателям. На некоторых моторах на корпус наносится стрелка, указывающая направление вращения.

Подробно об этом мы писали в отдельной статье, опубликованной ранее — .

Определение параметров двигателя при отсутствии таблички

Если нет таблички на двигателе,и отсутствует паспорт, возникает вопрос, как определить его мощность. Для этого существует несколько способов:

Такая ситуация часто возникает на производстве. Поэтому электрики должны понимать, как узнать мощность двигателей при отсутствии шильдика.

При подключении электрики обязаны учитывать направление вращения вала привода подсоединенного к насосам. Это относится как к трехфазным, так и однофазным двигателям. На некоторых моторах на корпус наносится стрелка, указывающая направление вращения.

Подробно об этом мы писали в отдельной статье, опубликованной ранее — .

Основной блок

АДМ 112 М В 6 Б УХЛ2
1 2 3 4 5 6 7 8

1 — Название серии

  • АДМ – фирменная серия трехфазных асинхронных электродвигателей с привязкой мощности к установочным размерам по ГОСТ 31606. (может быть АИР, 5АИ и пр…)
  • IMM – фирменная серия трехфазных асинхронных электродвигателей с привязкой мощности к установочным размерам, принятая Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике (CENELEC, документ 2В/64).

2 — Модификации

  • С – с повышенным скольжением;
  • 1П – для привода осевых вентиляторов с глухим щитом;
  • 2П – для привода осевых вентиляторов в птицеводческих хозяйствах;
  • DC– для сушильных камер;
  • SЕ – для систем дымоудаления;
  • В – встраиваемые.

3 — Габарит, высота оси вращения (мм) (расстояние от поверхности крепления (в варианте «лапы») до центра вала)

63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180

4 — Установочный размер по длине станины (не готов что-либо комментировать, похоже речь идет о длине корпуса)

  • S – короткая;
  • М – средняя;
  • L – длинная.

5 — Длина сердечника статора (то что внутри статор «покороче» и статор «подлиннее», соответственно и ротор )

  • А – первая;
  • В – вторая.

6 — Число полюсов (2 — 3000 об/мин, 4 — 1500 об/мин, 6 — 1000 об/мин, 8 — 750 об/мин, есть еще 500 об/мин это наверное 12)

2, 4, 6, 8

7 — Признак модификации

  • Б – со встроенным датчиком температурной защиты;
  • Б1 – со встроенным термовыключателем;
  • С – сельскохозяйственное исполнение;
  • Тр – для привода осевых вентиляторов, применяющихся в системах охлаждения мощных транс-форматоров;
  • М – для буровых станков;
  • Е – со встроенным электромагнитным тормозом;
  • РВ1÷РВ5 – для привода помп высокого давления с полым валом.

8 — Климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150. Двигатели имеют исполнения для эксплуатации: (имеет значение при эксплуатации на улице)

  • У – в условиях умеренного климата;
  • Т – в условиях тропического климата;
  • УХЛ – в условиях умеренно-холодного климата,

определяемые категориями размещения:

  • 1 – на открытом воздухе;
  • 2 – под навесом при отсутствии прямого воздействия солнечного излучения и атмосферных осадков;
  • 3 – в закрытых помещениях без искусственного регулирования климатических условий.

Обмоточные данные электродвигателей единой серии АИР, АИС. U=220/380 вольт.

Обмоточные данные электродвигателей единой серии АИР, АИС. Страницы 1, 2.

Тип Р кВт Ток А Di L1 Z1 у а N d мм М кг
АИР160S2 15,0 18,8/28,2 140 120 36 12 2 (15+16) 2 1,32 10,6
АИР160М2 18,5 59,9/34,6 140 145 36 12 2 (12+13) 2 1,5 11,7
АИР160S4 15,0 50,2/29,0 163 150 48 10 1 (6+7) 4 1,32 10,3
АИР160S6 11,0 40,2/23,2 180 150 54 11; 9; 7 1 14 × 2 1,5 8,1
АИР160М6 15,0 53,2/30,8 180 210 54 11; 9; 7 3 31 × 2 1,0 9,5
АИР160S8 7,5 30,3/17,5 180 150 48 7; 5 1 20 × 3 1,18 8,6
АИР160М8 11,0 43,7/25,3 180 210 48 7; 5 1 14 × 3 1,4 10,2
АИР180S2 22,0 72,8/42,1 155 120 36 13 2 (12+13) 2 1,32 12,7
АИР180М2 30,0 98,7/57,1 155 160 36 13 2 (10+10) 3 1,5 14,2
АИР180S4 22,0 73,2/42,4 190 150 48 10 2 (11+12) 2 1,6 14,5
АИР180М4 30,0 98,8/57,1 190 200 48 10 2 (8+9) 3 1,32 16,2
АИР180М6 18,5 64,5/37,2 210 180 72 10 2 9+9 1,5 13,0
АИР180М8 15,0 57,0/32,9 210 195 72 7 2 (10+11) 2 1,32 12,7
АИР200М2 37,0 118,6/68,6 178 150 36 11 2 (10+10) 2+2 1,6+1,5 23,3
АИР200L2 45,0 142,6/82,6 178 175 36 11 2 (9+9) 6 1,32 24,0
АИР200М4 37,0 118,6/68,6 208 195 48 10 2 (7+8) 6 1,18 18,8
АИР200L4 45,0 143,5/83,0 208 235 48 10 2 (6+7) 4 1,6 21,8
АИР200М6 22,0 74,6/43,2 236 175 72 10 3 (12+13) 1+1 1,25+1,32 15,6
АИР200L6 30,0 101,1/58,5 236 210 72 10 3 (10+11) 2 1,4 17,0
АИР200М8 18,5 66,5/38,5 236 175 72 7 4 21+21 1,4 13,9
АИР200L8 22,0 80,0/46,4 236 210 72 7 4 (9+9) 2 1,5 15,1
АИР225М2, АИС250М2К 55,0 170,0/98,2 195 195 36 11 2 (7+8) 5 1,6 25,7
АИР225М4, АИС250М4К 55,0 174,4/100,8 235 220 48 10 4 (12+13) 2+1 1,5+1,4 24,8
АИР225М6, АИС250М6К 37,0 125,2/72,4 258 190 72 10 3 (9+9) 2 1,6 19,4
АИР225М8, АИС250М8К 30,0 107,4/62,1 258 200 72 7 2 (7+7) 4 1,25 16,5
АИР250S2 75,0 237,7/137,6 218 185 48 14 2 (5+5) 8 1,6 37,7
АИР250М2 90,0 277,5/160,7 218 210 48 14 2 (4+5) 9 1,6 39,9
АИР250S4 75,0 237,9/137,8 273 225 60 12 4 (9+9) 5 1,4 37,9
АИР250М4 90,0 282,3/163,4 273 250 60 12 4 (8+8) 5 1,5 40,6
АИР250S6 45,0 150,2/87,0 297 170 72 10 3 (9+9) 3 1,5 24,2
АИР250М6 55,0 179,4/103,8 297 210 72 10 3 (7+8) 4 1,4 25,8
АИР250S8 37,0 134,6/77,9 297 190 72 7 4 (14+14) 2 1,5 23,5
АИР250М8 45,0 163,7/94,8 297 215 72 7 4 (12+12) 2 1,6 24,5
АИР250S10 22,0 79,0/45,8 310 150 90 7 2 (9+9) 3 1,32 18,6
АИР250М10 30,0 106,6/61,7 310 190 90 7 2 (7+7) 4 1,32 21,8

Статор асинхронного двигателя

Статор асинхронного двигателя представляет из себя сердечник, состоящий из пластин электротехнической стали и содержащий в себе медные обмотки, которые определенным образом уложены в пазах статора.

Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики

Как было упомянуто, сердечник статора состоит из пластин, которые изолированы друг от друга. С внутренней стороны статора есть пазы

Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики

в которые укладывается изоляция

Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики

Далее в эти пазы наматывается медный лакированный провод определенным образом, который представляет из себя обмотки статора

Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики

Асинхронный двигатель имеет три “куска” медного провода

Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики

Которые определенным образом уложены в пазы статора под углом в 120 градусов друг относительно друга.

Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики

Все 6 концов обмоточных проводов выведены в клеммную коробку, которая находится на корпусе двигателя.

Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики

Статор двигателя, а точнее, размеры сердечника, количество катушек в каждой обмотке и толщина моточного провода из которого намотаны катушки определяют основные параметры двигателя. Например, от числа катушек в каждой обмотке зависит номинальное число оборотов двигателя, а от толщины провода, которым они намотаны, зависит номинальная мощность двигателя. Количество обмоток для трехфазного асинхронного двигателя всегда равно трем. А вот количество катушек в каждой из этих обмоток разное. Катушки могут наматывать в один или два провода. Учитывая, что номинальное число оборотов двигателя обратно пропорционально номинальной нагрузке, можно смело сказать, что скорость вращения вала асинхронного двигателя будет уменьшаться при увеличении нагрузки. Если при работе двигателя начнут уменьшаться его обороты из-за роста нагрузки, то не остановка этого процесса может привести к полной остановке двигателя. Двигатель начнет сильно гудеть, вал ротора не будет крутиться – возникнет сильный нагрев катушек, с последующим разрушением изоляции моточного провода, что приведет к короткому замыканию и возгоранию обмоток.

Реальное фото статора одного из асинхронного двигателя выглядит вот так.

Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики

Маркировка моторчиков для радиоуправляемых моделей

Маркировка бесколлекторных двигателей на модели имеет два показателя: размеры статора диаметр/высота или внешние габариты. Обозначаются четырехзначным цифровым значением, например, 2212. Первые две цифры определяют диаметр, а вторые — длину статора в миллиметрах.

Обратите внимание, что указываются размеры не корпуса, а статора. Приведенный выше моторчик типа 2212 – outrunner по конструкции, то есть бесколлекторный двигатель с внешним ротором

Размеры его корпуса будут отличаться от 22 и 12 мм.

Однако, внешние размеры статора это маркетинговый ход менеджеров по продажам, потому что обмотка в нём может быть любой.

Расшифровка маркировки

Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики
Рис. 2. Пример обозначения на шильде Как и любой аппарат, электродвигатели АИР выпускаются с различными рабочими параметрами, которые отображаются и в паспортных данных, и в его маркировке.

Рассмотрим расшифровку одного из агрегатов серии АИР:

АИР 80 А 4 У2 ІМ2081 IP54

Здесь маркировка электрического двигателя обозначает следующие данные:

  • АИР – указывает на марку (А – асинхронный, ИР – изготовлен согласно стандарта Интерэлектро);
  • 80 – величина высоты оси, выраженная в миллиметрах, электродвигатели АИР изготавливаются с габаритами от 56 до 355мм;
  • А – длина вала, в данном типе электрической машины обозначение выполняется буквами по порядку от наименьшего к большему;
  • 4 – количество полюсов, которое определяет возможную частоту вращения;
  • У2 – климатическое исполнение, определяющих допустимые параметры типа двигателя;
  • ІМ2081 – способ монтажа, определяющий способ установки привода механизма по отношению к рабочей поверхности;
  • IP54 – степень пыле и влагозащищенности устройства.

Общая схема маркировки электродвигателей

1. Обозначение серии:

АИР, А, 4А, 5А, АД, 7AVER — общепромышленные электродвигатели с привязкой мощностей по ГОСТ 51689-2000

АИС, 6А, IMM, RA, AIS — общепромышленные электродвигатели с привязкой мощностей по евростандарту DIN (CENELEC)

АИМ, АИМЛ, ВА, АВ, ВАО2, 1ВАО, 3В — взрывозащищенные электродвигатели

АИУ, ВРП, АВР, 3АВР, ВР — взрывозащищенные рудничные электродвигатели

А4, ДАЗО4, АОМ, ДАВ, АО4 — высоковольтные электродвигатели 

2. Признак модификации:

М- модернизированный электродвигатель (например: АДМ63А2У3)

К- электродвигатель с фазным ротором (например: 5 АНК280А6)

Х- электродвигатель с алюминиевой станиной (например: 5АМХ180М2У3)

Е- однофазный электродвигатель 220В (например: АИРЕ80С2У3)

Н- электродвигатель защищенного исполнения с самовентиляцией (например: 5АН200М2У3)

Ф- электродвигатель защищенного исполнения с принудительным охлаждением 

С- электродвигатель с повышенным скольжением (например: АИРС180М4У3)

В- встраиваемый электродвигатель (например: АДМВ63В2У3)

Р- электродвигатель с повышенным пусковым моментом (например: АИРР180S4У3)

П- электродвигатель для привода вентилятора в птицеводческих хозяйствах («птичник»)

3. Габарит (высота оси вращения вала над установочной поверхностью) мм.:

50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355, 400

4. Установочные размеры или длина сердечника:

А, В — вариант длины сердечника

S, M, L — вариант длины сердечника и установочных размеров по длине станины

X, XK, Y, YK — вариант длины сердечника статора высоковольтных двигателей

5. Число полюсов:

2 (3000 об/мин), 4 (1500 об/мин), 6 (1000 об/мин), 8 (750 об/мин), 10 (600 об/мин), 12 (500 об/мин)

4/2, 6/4, 8/6, 12/4, 12/6, 6/4/2, 8/6/4 и т.д. — многоскоростные электродвигатели

6. Признак конструктивной модификации:

Б — электродвигатель со встроенным датчиком температурной защиты обмотки

Б1 — электродвигатель с датчиком температурной защиты обмотки и подшипниковых узлов

Б2 — электродвигатель с датчиком температурной защиты обмотки и подогревателем

Е — электродвигатель со встроенным электромагнитным тормозом (например: АИР80А2ЕУ3)

Е2 — электродвигатель со встроенным тормозом и ручкой расторможения

П — электродвигатель с повышенной точностью по установочным размерам

Ж — электтродвигатель для привода моноблочных насосов (например: АИР80А2ЖУ2)

Н —  малошумный электродвигатель (например: 5АН180S4/16НЛБУХЛ4)

Л — электродвигатель для привода лифтов (например: 5АН180S4/16НЛБУХЛ4)

С — электродвигатель для привода нефтяных станков-качалок (например: АИР180S4СНУ1)

Тр — электродвигатель для осевых вентиляторов в системах охлаждения трансформаторов

Р3 — электродвигатель для мотор-редукторов

7. Климатическое исполнение (ГОСТ 15150-69)

У — для макроклиматического района с умеренным климатом

УХЛ — для макроклиматических районов с умеренным и холодным климатом

ХЛ — для макроклиматического района с холодным климатом

Т — для макроклиматических районов как с сухим, так и с влажным тропическим климатом

М — для макроклиматического района района с умеренно-холодным морским климатом

О — для всех макроклиматических районов на суше, кроме очень холодного (общеклиматическое исполнение)

В — для всех макроклиматических районов на суше и на море, кроме очень холодного (всеклиматическое исполнение)

8. Категории размещения (ГОСТ 15150-69) 

1- для эксплуатации на открытом воздухе

2- для эксплуатации под навесом, в палатках, кузовных прицепах

3- для эксплуатации в помещениях без регулируемых климатических условий

4- для эксплуатации в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями

5- для эксплуатации в помещениях с повышенной влажностью

Габаритно-присоединительные размеры электродвигателей АМН

Электродвигатель аир: конструкция, маркировка, технические характеристики

Марка Число полюс. Размеры, мм
l30 h31 b30 l1 l10 l11 l31 d1 d10 b1 b10 b11 h h5 b31
АМН 200 M 2 654 489 460 110 267 388 133 55 19 16 318 400 200 59 350
АМН 200 M 4,6,8 684 489 460 140 267 388 133 60 19 18 318 400 200 64 350
АМН 200 L 2 720 489 460 110 305 388 133 55 19 16 318 400 200 59 350
АМН 200 L 4,6,8 750 489 460 140 305 388 133 60 19 18 318 400 200 64 350
АМН 225 M 2 755 529 500 110 311 396 149 55 19 16 356 446 225 59 395
АМН 225 M 4,6,8 785 529 500 140 311 396 149 65 19 18 356 446 225 69 395
АМН 250 S 2 786 605 550 140 311 458 168 65 24 18 406 510 250 69 410
АМН 250 S 4,6,8 786 605 550 140 311 458 168 75 24 20 406 510 250 79,5 410
АМН 250 M 2 835 605 550 140 349 458 168 65 24 18 406 510 250 69 410
АМН 250 M 4,6,8 835 605 550 140 349 458 168 75 24 20 406 510 250 79,5 410
АМН 280 S 2 885 662 600 140 368 582 190 70 24 20 457 566 280 74,5 485
АМН 280 S 4,6,8 915 662 600 170 368 582 190 80 24 22 457 566 280 85 485
АМН 280 M 2 935 662 600 140 419 582 190 70 24 20 457 566 280 74,5 485
АМН 280 M 4,6,8 965 662 600 170 419 582 190 80 24 22 457 566 280 85 485
АМН 315 S 2 985 708 660 140 406 645 216 75 28 20 508 630 315 79,5 586
АМН 315 S 4,6,8 1015 708 660 170 406 645 216 90 28 25 508 630 315 95 586
АМН 315 M 2 1095 708 660 140 457 645 216 75 28 20 508 630 315 79,5 586
АМН 315 M 4,6,8 1125 708 660 170 457 645 216 90 28 25 508 630 315 95 586
АМН 355 S 2 1310 915 785 170 500 800 254 85 28 22 610 760 355 90 630
АМН 355 S 4,6,8 1350 915 785 210 500 800 254 100 28 28 610 760 355 106 630
АМН 355 M 2 1380 915 785 170 560 800 254 85 28 22 610 760 355 90 630
АМН 355 M 4,6,8 1420 915 785 210 560 800 254 100 28 28 610 760 355 106 630

Присоединительные размеры электродвигателей АМН аналогичны маркам 5АН, 5АМН, 4АМНУ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Денис Серебряков/ автор статьи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: